Как сообщил представитель Организации по развитию торговли (Trade Promotion Organization, TPO) Ирана, за последние три года доля промышленных товаров в экспорте Ирана в Россию значительно выросла, а экспорт Ирана в эту страну увеличился почти вдвое.
Акбар Годари, глава представительства TPO в Центральной Азии, на Кавказе и в России, сообщил о значительном росте товарооборота между Ираном и Россией, заявив: «Учитывая текущую тенденцию и прогнозируемые торговые планы, ожидается, что к концу текущего иранского календарного года 1404 (20 марта 2026 года) экспорт Ирана в Россию достигнет примерно 1,4 миллиарда долларов».
«При этом в конце 1403 года (март 2025 года) экспорт нашей страны в Россию составил около 1,1 миллиарда долларов», — добавил чиновник.
Далее он пояснил, что, согласно статистике, большая часть импорта из России приходится на зерно и масличные культуры, которые составляют более 70 % от общего объёма, а остальная часть — это промышленное оборудование. В то же время экспорт Ирана в Россию на 45 % состоит из сельскохозяйственной продукции, на 37 % — из промышленных товаров, на 10 % — из нефтехимической и полимерной продукции и примерно на 7–8 % — из полезных ископаемых.
Говоря об изменении структуры иранского экспорта за последние годы, он сказал: «В 1399 и 1400 годах (2020–2022) объём экспорта Ирана в Россию составлял около 500 миллионов долларов, более 90 % которых приходилось на фрукты и овощи. Но сегодня, несмотря на сохранение экспорта сельскохозяйственной продукции, доля промышленных товаров значительно возросла, и за последние три года экспорт Ирана в Россию увеличился почти вдвое».
Министерство иностранных дел Ирана в своём заявлении сообщило, что ирано-российский Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве вступил в силу 2 октября 2025 года.
«Заключение договора отражает стремление лидеров двух стран к дальнейшему углублению и укреплению отношений во всех сферах, представляющих взаимный интерес, на основе взаимного уважения, добрососедства и общих интересов двух народов», — говорится в заявлении.
«Иранско-российский договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве является важной вехой в истории отношений между двумя странами и предусматривает укрепление дружественных связей между двумя народами в различных областях, представляющих взаимный интерес», — говорится в заявлении.
«Определяя направления и приоритеты сотрудничества между двумя странами, этот важный документ создает благоприятные условия для укрепления отношений в различных дипломатических, экономических, торговых, научно-технологических, энергетических, инвестиционных, оборонных, культурных и других сферах, а также закладывает основу для координации и взаимодействия в интересах обеих сторон и укрепления сотрудничества в целях поддержания международного мира и безопасности и противодействия растущим угрозам и вызовам верховенству закона на международной арене, а также принципам и целям Устава ООН», — говорится в заявлении.
«Осознавая фундаментальную важность сохранения принципов и целей Устава ООН для защиты международного мира и безопасности, Иран и Россия прилагают все усилия для сохранения многостороннего подхода и уважения к международному праву, в том числе посредством расширения сотрудничества в рамках многосторонних механизмов и организаций, таких как БРИКС и Шанхайская организация сотрудничества», — говорится в заявлении.
Министерство иностранных дел России также сообщило, что договор официально вступил в силу, что стало важной вехой в двусторонних отношениях.
Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Россией и Ираном, подписанный 17 января 2025 года президентом России Владимиром Путиным и президентом Ирана Масудом Пезешкианом, направлен на укрепление связей между двумя странами.
В соответствии с соглашением Иран и Россия намерены значительно расширить сотрудничество во всех сферах, включая оборону, энергетику, финансы, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, культуру, науку и технологии. Это соглашение знаменует собой поворотный момент и открывает новую главу в отношениях между двумя сторонами.
«Этот договор отражает стратегический выбор высшего политического руководства России и Ирана, направленный на укрепление всесторонних дружественных отношений и добрососедства», — отметили в МИД России.
Москва также подчеркнула, что это соглашение является ключевым событием в истории отношений между двумя странами и выводит их партнёрство на новый уровень.
Договор рассматривается как отражение стратегического партнёрства между Россией и Ираном. Он направлен на укрепление сотрудничества по всем направлениям, включая экономическое и военное.
18 сентября министр нефти Ирана Мохсен Пакнежад встретился в Тегеране с министром энергетики России Сергеем Цивилёвым и генеральным директором «Газпрома» Алексеем Миллером, чтобы обсудить экономическое сотрудничество и подготовку к следующему заседанию Совместного экономического комитета Ирана и России, сообщило информационное агентство Shana при Министерстве нефти.
Пакнежад заявил, что переговоры стали продолжением работы 18-го совместного комитета, который проходил в Москве. Он отметил, что «результаты требуют дальнейшего изучения» и что стороны подробно обсудили их в ходе встречи.
Он добавил, что некоторые направления сотрудничества требуют пересмотра и дальнейшего обсуждения, которые были затронуты и решены.
На 19-м заседании комитета, которое должно было пройти в Иране, министр сообщил, что сроки и повестка дня также обсуждались и будут объявлены «в подходящее время».
23 сентября министр промышленности, горнодобывающей промышленности и торговли Ирана Сейед Мохаммад Атабак встретился в Москве с министром экономического развития России Максимом Решетниковым в ходе первого заседания совместной комиссии по реализации соглашения о свободной торговле между Ираном и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
Решетников заявил, что 2025 год стал поворотным моментом в двусторонних экономических отношениях, упомянув такие ключевые события, как подписание всеобъемлющего стратегического договора между Москвой и Тегераном, вступление в силу соглашения о свободной торговле с ЕАЭС и принятие Ирана в качестве наблюдателя в блок.
Он отметил, что товарооборот между Ираном и Россией в мае и июне 2025 года вырос на 35 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и объяснил этот рост соглашением о свободной торговле и стремлением обеих стран расширять торговые связи.
Решетников подтвердил приверженность России букве и духу соглашения и выразил надежду на более быстрый прогресс.
Атабак в сопровождении посла Ирана Казема Джалали подчеркнул роль частного сектора в углублении торговых отношений и призвал устранить такие препятствия, как ограничения на финансовые операции и различия в стандартах продукции.
Он также подчеркнул приверженность Ирана завершению строительства Международного транзитного коридора «Север — Юг» (МТК «Север — Юг»), заявив, что подготовка к строительству железной дороги Решт — Астара завершена и работы начнутся в ближайшие месяцы.
В декабре 2023 года в Санкт-Петербурге Иран и ЕАЭС подписали соглашение о свободной торговле. После ратификации государствами-членами оно вступило в силу в мае 2025 года, отменив пошлины примерно на 87 % товаров.
В ЕАЭС входят Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения, а Иран, Узбекистан и Куба имеют статус наблюдателей.
Согласно данным, опубликованным Таможенным управлением Ирана, экспорт Ирана в страны-участницы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в предыдущем иранском календарном году (завершившемся 19 марта) вырос на 20% и превысил 2 миллиарда долларов.
Объём экспорта в страны ЕАЭС составил 5 059 млн метрических тонн, что на 21 % больше, чем в предыдущем году.
Структура экспорта включает 1,121 миллиарда долларов в Россию, 505 миллионов долларов в Армению, 278 миллионов долларов в Казахстан, 111 миллионов долларов в Кыргызстан и 21 миллион долларов в Беларусь.
За тот же период Иран также импортировал 2,174 млн метрических тонн товаров на сумму 1,51 млрд долларов из стран — членов ЕАЭС. Это на 39 % меньше по объёму и на 20 % меньше по стоимости, чем в предыдущем году.
Иранские официальные лица заявили, что на долю стали и нефтехимии будет приходиться 50 % целей, поставленных в рамках соглашения о свободной торговле (ССТ) между Ираном и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Это подчёркивает ключевую роль данных отраслей в увеличении экспорта и расширении торговых возможностей в регионе.
15 августа Мохаммад Али Дехган Дехнави, глава Организации по развитию торговли Ирана (TPO), заявил, что соглашение о свободной торговле, вступившее в силу 15 мая 2025 года, является беспрецедентным для Ирана и предусматривает снижение тарифов на 87 % товаров, участвующих в торговле.
Он отметил, что, хотя предыдущие соглашения о преференциальной торговле с ЕАЭС способствовали увеличению объёмов торговли, последнее соглашение открывает уникальную возможность для более глубокой интеграции.
«Торговые соглашения создают как возможности, так и проблемы. Общий результат будет положительным для обеих сторон, если будут устранены уязвимые места и максимально использованы возможности», — сказал Дехнави. Он подчеркнул, что сталелитейная и нефтехимическая отрасли являются основными двигателями производства и экспорта, и их эффективное использование может помочь Ирану достичь половины целей в рамках соглашения о свободной торговле.
Чиновник призвал частный сектор активнее участвовать в освоении евразийских рынков, сославшись на исследование, которое показало, какие иранские товары обладают наибольшим экспортным потенциалом. «Частные компании должны сосредоточиться на максимизации прибыли, в то время как политики должны обеспечивать коллективные выгоды, такие как занятость, экономический рост и приток иностранной валюты», — сказал он.
Дехнави также отметил, что экспортные возможности в разных странах-участницах отличаются. Он выделил Россию как один из наиболее прибыльных рынков для иранской продукции и пообещал провести дополнительные исследования для оптимизации взаимодействия в регионе.

Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий